В развитие темы “Еще о гуле-вое лифтов” на
http://liftforum.ru/board/index.php?topic=1661.0( Кратко- при торможении в части квартир квартирах на последнем и предпоследнем этажах приблизительно 125-133, 255-277 и 305-307 Гц в течение 2-3 сек.)
Побывал в присутствии механика и главы обслуживающей организации в машинном помещении –
Прояснилось не раз описанное в Интернете и спецлитературе ( я имею в виду механизм прохождения звука в квартиры) :
По словам механика - “самаркандский” пассажирский лифт (10 лет)– к сожалению, таблички в лифте с маркой лифта нет , (в разговоре механик еще упоминал слова “АШ 30 ”.( вроде о марке мотора - за точность не ручаюсь )) .По внешнему виду и размерам от ПП-0431 или 0437 или 427 на сайте завода самаркандского не отличается .
По не очень конкретному рассказу механика “вой-гул” возникает из-за “зазора между статором и ротором” при переходе при торможении с одной скорости на другую (А вот почему ранее он не был так силен – опять же от него получил недостаточно информации –
то ли пришел с завода(?) такой после замены или ремонта( с зачетом?),
то ли прислали в “зачет ” старого мотора “восстановленный” (а после некачественного обжига обмоток при “восстановлении” такой звук и возникает ),
то ли меняли только статор или ротор – вроде механик это упоминал .
(Да, естественно часть жильцов квартплату не платит , задевает эта проблема только 3 квартиры – так что предлагаемая механиком “замену на полностью новый двигатель” или ранее предложенное на этом форуме (“частотный регулятор”) пока прошу не предлагать).
Факты:
1. Уровень звука в М.П. при торможении не отличается сильно от уровня в коридоре , даже слабее ( это я к тому , что роль воздушного способа передачи звука – через ограждение М.П. , через двери минимальна(!), (что подтверждается и тем , что более дальние от мотора (плиты под ним ) квартиры на 8 этаже не жалуются )). Но опять же – не догадался дверь в машинное помещение прикрыть и устроить реальное тестирование с 2-3 человеками - механик с шкафа управления запускал лифт. – может и немного иная звуковая картина была ( например , в духе “резонансов”).
2. “Плавающего” пола под лебедкой нет(!) – все залито, сама лебедка не вибрирует при торможении, как и плита под ней ……. Хотя нельзя исключить , что был плавающий пол и…… есть , но залит позже . Но по дому нужной документации мне наш руководитель обслуживающей фирмы не предоставил ( по строительным конструкциям - как изначально машинное помещение было устроено ).
3.. И самое главное (в моем понимании) – амортизаторы (резиновые прокладки под опорами ) по моему вообще не менялись( пальцами потрогал) и “задубела” резина. Да и как я понял из возражений механика- в их фирме как-то не воспринимают вторую важную роль амортизаторов--
я имею в виду ту наверное слабо учитываемую специалистами и обслуживающим персоналом лифтовых организаций ,( в первую очередь заботящихся о безопасности) , роль виброамортизаторов при правильном расчете материала и толщины , как ослабителей уровня звуковых колебаний , передающихся в плиту перекрытия и далее структурным механизмом - в квартиры). По простому – то, что желательно рассчитывать собственную (резонансную) частоту виброамортизаторов ниже 2F ( та , частота от механизма лифта, , которую надо погасить ) и в любом случае чтобы не совпадала и не была кратной частотам двигателя и системы “лебедки в целом” при разных режимах (торможения, пуска-старта)
( Вы же не сильно возмутитесь , если я (неспециалист) сошлюсь на обзорную и с расчетами и с теорией статью - А.Ю. Смирнов, В.С. Контарь “ Рекомендации по виброизоляции инженерного оборудования” , на сайте
http://www.acoustic.ua/articles/108 )
Проще говоря- из слов механика вытекает , что очень давно
( вообще?) не меняли их , и , что самое главное , о их роли , как “мостиков” для звуковых колебаний от мотора , не раз описанную в специальной литературе по строительной акустике , звукоизоляции, имеют слабое понятие, проявляя внимание к амортизаторам(прокладкам), если только “лебедка будет раскачиваться”.
Вопросы:
1. Можно ли рекомендовать нашей лифтовой организации описанные , например, в вышеуказанной статье виброамортизаторы из материала SYLOMER - “добро” на их применение и соответствующие изменения в техпаспорт?
(если верить статье в журнале “ Технологии строительства” 4(59)/2008 “ “Акустический комфорт. Часть I. Звуко- и виброизоляция от внутренних источников в жилом здании” (
http://www.acoustic.ru/ref_book/articles/actual/ )- их применение под опоры лифта распространено широко .) . Кто-то использовал этот материал?
2. Есть ли иные варианты ( иные марки амортизаторов, иные конструктивные решения , например по отзывам более эффективные смешанные пружинно-резиновые амортизаторы ), разрешенные к применению лифтах )?
3. Какова вообще периодичность замены штатных амортизаторов ( виброамортизаторов , прокладок) под опорами лебедки ?
4. Ранее мне настоятельно советовали : “ если при торможении возникает частота 305-307 Гц (своеобразный “маркер”) – то однозначно требуется менять колодку электромагнитного тормоза” . Каково отношение к этой рекомендации после данного дополнения (фактами) ? (Механик клянется , что колодка электромагнитного тормоза не при чем ., и что это обычная ситуация и “можно только на новый (не собранный из двух частей!) двигатель менять , чтобы не было шумов этой(!) природы “.)
5. И вообще- что сейчас (после полученных мной новых фактических данных ) можете посоветовать .
Я вроде в устной форме пояснил ему о варианте “малой кровью ”( в смысле за оплату , имеющуюся в тарифе , что наш подъезд платит ) ( по Приложению 1 и 2 в договоре они выполняют работы в размере оплаты где-то 5500 руб /в месяц .):
Заменить виброамортизаторы.
Колодку электромагнитного тормоза.
Вроде не возражал ни механик ни глава обслуживающей организации .
Не знаю в какой мере он проникся и в какой мере доведет до руководства – я как-то уловил из его речи упование только на новый двигатель ( а это тыщ 70 от ТСЖ !! – при условии что жильцы 140 тыс не заплатили - долг)
Отправил письмо электронное на завод( E-mail: info@samlz.com)- но пока ответа нет.
Предварительный вывод – “по слуху” в М.П.
Звук действительно образуется в моторе ( и ухо приблизил , и из угла достаточно большого( 5 на 4 на 2.5-3 метра) М.П. послушал.
И наверное как не раз описано в литературе по акустике и звукоизоляции – “структурным” путем проникает в близлежащие квартиры и там переизлучается то ли просто из-за относительно большой интенсивности , то ли совпадая с какими-то собственными (резонансными) частотами помещений (как я ранее писал – при торможении в квартирах записались приблизительно 125-133, 255-277 и 305-307 Гц) и в ближайших помещениях “резонирует” (слабо ослабляется и дольше раза в 1,5 в сравнении с М.П. звучит ( Какие-то “собственные частоты” наших комнат ( по высоте или ширине ) совпадают с теми , что создает неисправный двигатель ). А то что я в самом помещении слабее , чем вне его слышу – может объясняться как раз тем , что из-за потерявших свои звукоослабляющие свойства виброамортизаторов большая часть звуковой энергии сразу “уходит” “в плиту”.
(Ну еще проще- аналогия с моим холодильником дома – Старый холодильник -20 лет. В начале проживания заметил , что при отключении компрессора, когда ноги мои на полу рядом с ним, ощущается вибрация пола –компрессор сзади сотрясается (пусть и 1.5 секунды.) и небольшой звук .
. Под четыре “ноги” холодильника подложил несколько слоев пенополиэтилена . Результат- вибрации почти
незаметна , зато 3(!) секунды звука увеличенного раза в два по амплитуде( в сравнении с тем что до применения “амортизаторов”) . То есть закон сохранения энергии не обмануть !!!
Если “до амортизаторов” звук ранее мог образовываться-уходить к соседу “в плите” (большая часть “содрогания” компрессора при отключении), то после создания своеобразных амортизаторов – доме половина энергии уходит в “воздушную”(!) форму у меня в доме.
Кто- что нового-полезного посоветует , чтобы я уже мог своей лифтовой и обслуживающей предлагать.
Выслушаю с полным вниманием .
(Просьба только не переходить на тему – “ заява в ростехнадзор, заявление в санэпиднадзор на измерение шумов и прочие организационно-конфликтные методы . Я бы здесь хотел только “чисто технические” предложения? Пусть неконкретные . в достаточно общей форме , услыхать .Конкретика – естественно, прерогатива и ответственность моей лифтовой организации )
Заранее благодарю за участие в обсуждении.