Автор Тема: Вопрос про подтягивание противовеса  (Прочитано 20855 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн admin

  • Роман Пронин
  • Администратор
  • пользователь
  • *****
  • Сообщений: 34
  • > Спасибо: 3
Коллеги из ЗАО "КРОС-НИАТ" г.Ульяновск задали мне вопросы в личном сообщении:

Кто встречался  реально с ситуацией подтягивания противовеса? Как часто встречается такая ситуация?
В каких случаях она возникает? Как ей противостоять?

Для большей оперативности я решил сам начать тему. Однако помните, каждый из Вас может самостоятельно задавать здесь вопросы и отвечать на них.

yvp

  • Гость
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #1 : Май 07, 2002, 14:20:11 »
В моей лифтовой практике был случай подтягивания кабины. Владимиру Ильичу Хлыстуну (Генеральный директор ЗАО "КРОС-НИАТ" г.Ульяновск) я на конференции в Москве уже рассказывал этот случай.

Я считаю, что подтягивание кабины более опасно, нежели движение противовеса вверх при остановившейся кабине, потому как остановка кабины, как правило, сопровождается разрывом цепи безопасности (СПК, ВЛ) и полной остановкой лифта.

В 1981 году на лифте СамЛЗ, смонтированном и пущенном в эксплуатацию за год до случившегося, произошло следующее: по халатности монтажников и недосмотру эксплуатационников не был сделан зазор между направляющими противовеса и плитой перекрытия. За год работы лифта дот дал усадку, направляющие деформировались, увеличив штихмасс в районе верхнего посадочного этажа.

Когда кабина находилась внизу и была вызвана наверх, противовес вышел из направляющих и сел на закладную. Тем временем кабина продолжала двигаться вверх из-за большой тяговой способности КВШ. Хорошо, что в кабине в то время никого из пассажиров не было. Движение продолжалось до шестого этажа, где произошел срыв канатов и кабина начала падать. Затем сработали ловители, и все закончилось благополучно.

Когда, после вызова лифтером, мы пришли в машинное помещение, картина была очень непонятная: по всему МП были разбросаны канаты, лебедка была разгружена, цепь блокировки – разорвана.

Этот случай уникален – за всю мою 20-летнюю практику такого больше не случалось. Он у меня и сейчас стоит перед глазами, как будто это было вчера.

Бороться с подобными явлениями можно, на мой взгляд, единственным способом. Электромеханик должен добросовестно выполнять свою должностную инструкцию. Во всех случаях вину несет не машина, а человек, действующий умышленно или по халатности.

vvp

  • Гость
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #2 : Май 07, 2002, 14:30:46 »
1. Как часто встречается: крайне редко, поскольку необходимо совпадение ряда факторов: повышенная тяговая способность КВШ, неисправность выключателей или цепи безопасности.

2. В каких случаях она возникает: тяговая способность КВШ позволяет поднимать противовес при неподвижной кабине (привод лифта включен).

3. Как ей противостоять: контроль за состоянием КВШ, канатов и выключателей безопасности:

  • СПК
  • ДУСК
  • ВЛ


Оффлайн vlad

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 4605
  • > Спасибо: 282
  • Кина не будет
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #3 : Ноябрь 17, 2002, 21:02:17 »
Затронутый вопрос слегка освещён в книге Е.Я. Иоффе, В.Р. Глумов "Сертификация лифтов" Москва, Стройиздат 1994г, раздел 7.1 Испытания лебёдок.

А вообще-то, сама тема, кажется, с намёком. После выхода в свет ПУБЭЛ в существующей редакции, ссылаясь на п.2.18 Правил, на лифты было внедрено устройство безопасности под названием УКСЛ, которое, по замыслу, и должно исключать аварийные ситуации с подтягиванием противовеса при неподвижной кабине. Сама идея этого устройства в теоретическом плане очень хорошая, хотя на практике у нас получилось "как всегда". Уже само название (абревиатура УКСЛ расшифровывается как устройство контроля скорости лифта) в дальнейшем сыграло злую шутку

Ну а пока по порядку. Много воды утекло с тех пор. На свет появились УКСЛ-R, УКСЛ-С, УКСЛ-Ф, ЭЗОП, УКДЛ, УБЛ, УБЛКПД. А если сейчас пройти и осмотреть все лифты, на которые были установлены эти устройства (а устанавливать их стали, если мне не изменяет память, гдето с 1993 года)? Картина получится печальная. УКСЛ-частично повзрывались, частично погорели и повыбрасывались, а оставшиеся не работают и отключены. УКСЛ-R, УКСЛ-С-большинство погорели, частично отключены, работают единицы. ЭЗОП-здесь картина получше, но всё равно в рабочем состоянии находятся единицы, а из остальных оставшиеся в работоспособном состоянии подключаются механиками только при техническом освидетельствовании.

С УБЛ сталкиваться не доводилось и сказать про них ничего не могу. А вот УКСЛ-Ф, УКДЛ, и УБЛКПД, как и следует из абревиатуры их прадедушки, действительно начали измерять скорость лифта. Причом меряют очень точно и добросовестно. А поскольку диапазоны рабочих скоростей и параметры разгона лифтов в них заложены очень жосткие, то на практике довольно часто происходит срабатывание этих устройств по причинам отнюдь не связанным с подтягиванием противовеса (и механики зачастую отключают эти устройства до очередного технического освидетельствования).

Причин срабатывания может быть несколько, но их анализ выходит за рамки этой статьи, поскольку это тупиковый путь, ведущий не к решению задачи, исключающей подтягивание противовиса, а дальнейшему обособлению этого устройства и превращению его в монстра, живущего и развивающегеся по своим законам.

Почти десятилетний итог внедрения на лифты устройств, исключающих подтягивание противовесов, оказывается печальным: деньги выброшены, а результат на уровне плинтуса.

Но всё выше сказанное это взгляд на проблему лишь с одной стороны: взгляд на устройство как таковое. Когда возникла идея УКСЛ полным ходом выпускались релейнные шкафы управления и только начинался выпуск устройств УПЛ и УЛЖ. Решить проблему подтягивания по данной идее тогда действительно можно было лишь изготовив и установив дополнительное устройство, что и было сделано (хотя устройства УПЛ позволяют реализовать данную идею с минимальной доработкой схемы и установкой на шкив ОС герконового датчика, что было мною сделано и успешно испытано).

С появлением микропроцессорных шкафов управления дополнительное устройство стало анахронизмом, поскольку данную проблему в соответствии с изначальной идеей можно решить программным путём. Не было бы проблемы стыковки и надёжность работы была бы равна надёжности работы шкафа в целом, т.е. на приемлемом уровне. Но этого сделано не было и "УКСЛ" продолжал развиваться и "совершенствоваться" своим путём. Причом установка устройств в шкафах управления и прокладка проводки производится по методу "кто во что горазд", поскольку технологически дя шкафа это не предусмотрено. А если по зтой причине произойдёт несчастный случай? Кто будет отвечать?

Могло бы показаться, что забыта сама идея,а устройства ставятся по традиции. Но всё гораздо печальнее. При разговоре с разработчиками шкафа УЛ на предмет реализации в шкафу функции от подтягивания противовеса возникла неловкая ситуация, когда те стыдливо опускали глаза, многозначительно улыбались и не знали что ответить.

Ещё более печальная картина была при разговоре с одним из руководителей высокого ранга завода МОГИЛЁВЛИФТМАШ на предмет подтягивания противовеса. После нескольких попыток уйти от разговора и сослаться на какие-то обстоятельства он "взорвался". Последовала очень длинная многоэтажная фраза из колоритных слов русского языка. А после, успокоившись, сказал примерно следуюшее: "А что мы можем сделать? Мы занимались этой проблемой, но нам сказали открытым текстом:"Ребята, если не хотите проблем на Российском рынке-не дёргайтесь.""

Вот такая получается нерадужная картина с подтягиванием противовеса. Или я не прав?

Оффлайн Lift-man

  • Олег Аксёнов
  • Администратор
  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 5225
  • > Спасибо: 832
  • "Э-Лифт" УЭЛ
    • Э-Лифт
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #4 : Ноябрь 26, 2002, 00:32:14 »
На мой взгляд в настоящее время на современных лебёдках с отводным блоком подтягивание противовеса физически невозможно из-за малого диаметра канатоведущего шкива. К тому же современные двигатели не имеют такой как в советские годы выпуска перегрузочной мощности, достаточной, для того, что бы тянуть противовес без кабины.  
Вначале 90-х годов в г. Москве произошёл известный случай подтягивания противовеса повлекший за собой человечиские жертвы. Особым фактором усугубившим ситуацию  явилась морозная погода. Четверо подростков опускались вниз на грузопассажирском лифте 500 кг со скоростью движения 1 м/с и дурачились при этом (толкались прыгали и т. п.). В результате произошло срабатывание комбинированных ловителей, но по разгильдяйству обслуживающего персонала контакт ловителей не сработал. Замезшая при двадцатиградусном морозе смазка намертво фиксировала канаты к КВШ d=770. Как установила комиссия: после подтягивания противовеса на 1,5 метра (и здесь СПК (Дуск) не сработал) произошло проскальзывание-срыв канатов по КВШ и противовес полетел вниз. После рывка канатов вырвало вехнюю балку противовеса. Рассыпающиеся из развалившегося противовеса грузы полетели на кабину. Один труп, двое травмы различной тяжести, четвёртому повезло.
УКСЛ не соответсвует динамическим характеристикам электропривода лифта. Разные двигатели и лебёдки разные параметры пуска в зависимости от загрузки. Что можно хотеть от этого примитивного в схемном отношении устройсва склёпанного для галочки. В силу отсутствия регулировок УКСЛ вообще не пригодно для приминения. В г. Москве соответствующим письмом их разрешено отключать.      

Оффлайн vlad

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 4605
  • > Спасибо: 282
  • Кина не будет
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #5 : Ноябрь 26, 2002, 23:31:14 »
А о каком письме идёт речь? Можно ли получить его копию или, на худой случай, содержание и реквизиты?

Viktor

  • Гость
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #6 : Декабрь 03, 2002, 16:51:47 »
Коллега! писем по поводу УКСЛ много. На практике где есть КДК УКСЛ не требуется. По моим данным КМЗ ежегодно согласует неустановку УКСЛ, ЩЛЗ устанавливает, а по действующим лифтах Москвы и Моск. области установка УКСЛ носит рекомендательный характер.
В. Тишин, ПСД АО =Русьлифт=

Оффлайн vlad

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 4605
  • > Спасибо: 282
  • Кина не будет
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #7 : Декабрь 08, 2002, 10:46:36 »
Уважаемые коллеги!

Я понимаю, что затронутая тема давно уже набила всем оскомину, но всё же я осмелюсь ещё раз предложить её для дискуссии. И повод ведь особый: наш герой, кажется, юбиляр. А в юбилеи принято оглядываться назад, анализировать пройденный путь- ведь без анализа прошлого нет будущего. Обозначить тему для дискуссии можно было бы как: "10 лет борьбы с подтягиванием противовеса" или "УКСЛ 10 лет- этапы большого пути".

В наш стремительный век 10 лет- срок немалый. За 10 лет очень сильно изменился мир. Мы стали жить в другой стране. С УКСЛом мы миновали рубеж тысячелетий. Техника сделала фантастический скачок в перёд. 10 лет назад ничего не было известно о мобильном телефоне- сейчас им пользуются даже школьники. Персональный компьютер, который был чем-то недосягаемым, сейчас доступен каждому, повысил свою производительность в сотни раз и стал повседневной необходимостью. Повсюду стали применяться микроконтроллеры, вплоть до игрушек и поздравительных открыток. Много новых идей появилось и в лифтостроении. Примеры можно продолжать до бесконечности.

А как же у нас дела с подтягиванием противовеса? Что за это время мы узнали нового о причинах этого явления? Что было сделано, чтобы подтягивания не происходило и делалось ли что-нибудь вообще, а если нет- то почему? Как за это время изменился сам УКСЛ? Стал ли он надёжным устройством? Стал ли он "умным" устройством? Стал ли он технологичным устройством? Оправдал ли он наши надежды?

Проведение дискуссии считаю необходимым и потому, что скоро должны быть приняты новые ПУБЭЛ. И от результатов дискуссии будет зависеть возьмём ли мы УКСЛ в новые Правила, будем и дальше изобретать свой "велосипед" путём навешивания на лифты всяких "приборов", или оставим его в прошлом и пойдём в ногу с передовыми технологиями в лифтостроении.

Учитывая малочисленность интернет аудитории на лифт-форуме, предлагаю коллегам из "Лифтинформ" подключиться к дискуссии. Буду признателен, если в качестве приглашения к дискуссии на страницах газеты будет напечатана эта статья. А может быть в "Лифтинформ" избегают острых дискуссий?

Оффлайн vlad

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 4605
  • > Спасибо: 282
  • Кина не будет
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #8 : Декабрь 13, 2002, 21:18:33 »
А где же наши УКСЛщики? А-у-у-у! Им что, и сказать нечего в юбилей своего отпрыска? Воистину как про покойника. :(

Удивительно, что в околоГАИшной среде до сих пор не возникла идея автомобильного УКСЛа. Там ведь аварий на несколько порядков больше. За год гибнут десятки тысяч людей. Вот где было бы золотое дно! И обёрточку можно было бы придумать не хуже нашей, ну, скажем, "от подтягивания передних колёс к задним при аварии". Представляете шестисотый Мерседес с нашим УКСЛом?

Ну как идейка? :)

Оффлайн vlad

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 4605
  • > Спасибо: 282
  • Кина не будет

Оффлайн vlad

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 4605
  • > Спасибо: 282
  • Кина не будет
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #10 : Декабрь 23, 2002, 19:44:25 »
Сегодня в адрес органов надзора направлен запрос следующего содержания:


Начальнику отдела по надзору            
за лифтами и эскалаторами                   
Северо – Западного округа ГГТН            
г-ну Постникову В.И.                  

Начальнику УГПС по Санкт-Петербургу      
и Ленинградской области                  
г-ну Чуприяну А.П.                        

     Согласно НПБ 250-97 после возникновения в здании пожара и поступления на лифт сигнала из системы пожарной сигнализации, лифт должен автоматически переключиться в режим "пожарная опасность", согласно которому  обеспечивается принудительное движение кабины на основной посадочный этаж с последующим открытием дверей кабины и исключением её дальнейшего движения.
     На практике проверка работы режима  "пожарная опасность" производится путём простой имитации сигнала из системы пожарной сигнализации. В реальной ситуации непосредственно перед пожаром может иметь место сильная встряска здания, например от взрыва бытового газа или другая аналогичная ситуация. При такой встряске могут произойти подвижки в несущих конструкциях шахт лифтов. При подвижках в 3 - 4мм. кабину или противовес начнёт зажимать на направляющих, скорость лифта уменьшится, сработает устройство УКСЛ (многие из них очень чувствительны к скорости), лифт мгновенно отключится не отработав программу "пожарная опасность". Если в кабине были люди - они останутся заблокированными с закрытыми дверями. Без устройства УКСЛ лифт в такой ситуации благополучно отработал бы программу "пожарная опасность" и прибыл на посадочный этаж. Так же при сильной встряске здания с большой степенью вероятности могут подпрыгнуть защёлки замков дверей шахты. При этом сработает устройство "от проникновения посторонних лиц в шахту" и лифт мгновенно отключится, так же не отработав программу "пожарная опасность". Без устройства от проникновения в этой ситуации лифт отработал бы программу "пожарная опасность" вообще без никаких проблем. В обоих случаях если на лифте предусмотрен режим "перевозка пожарных подразделений" он также работать не будет.
     Прошу сообщить, соответствует ли подобный режим работы лифтов  НПБ 250-97 ?


Оффлайн Lift-man

  • Олег Аксёнов
  • Администратор
  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 5225
  • > Спасибо: 832
  • "Э-Лифт" УЭЛ
    • Э-Лифт
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #11 : Декабрь 24, 2002, 23:27:48 »
Что самое главное в лифте - это безопасность, каую роль играет УКСЛ в увеличении безопасности - мизерную!!! Может хватит мистер Vlad сосать свой собственный палец?
Каково соотношение газифицированных домов с лифтами к негазифицированным? Как правило газифицированные здания более ранних построек и не имеют системы автоматики дымоудаления. А кто видел в последннее время хоть одну работающую систему дымоудаления в муниципальном доме?
Могут подпрыгнуть разве что шпингалеты в вашем  сортире, а двери шахты лифта во время врыва в подъезде будут повреждены, не говоря уже о возможности обрушения перекрытий. О чём здесь вообще речь, зажмёт направляющими, а может разожмёт или может они вообще пойдут "на лево"??? И этого человека ещё типа подпускают к лифтам. :( Кстати, да будет вам Vlad известно, что защита от проникновения в шахту имеет некоторую задержку на срабатывание, достаточную для того, чтобы измышлённая вами ситуация не получилась. Вы бы это, сначала устроили стендовые испытания, прежде чем чушь толкать :)
 

Госгортехнадзор разрешил КМЗ не устанавливать УКСЛ на свои лифты, о чём делается соответствующая запись в паспорте лифта.

Оффлайн vlad

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 4605
  • > Спасибо: 282
  • Кина не будет
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #12 : Декабрь 24, 2002, 23:42:09 »
На стенде-это хорошо. А Вы уверены, что в реальной ситуации будет точно так же?

Оффлайн vlad

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 4605
  • > Спасибо: 282
  • Кина не будет
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #13 : Февраль 04, 2003, 20:16:28 »
      Получены два письма от УГПС, оба за подписью А.П. Чуприяна.


20.01.2003г.      № 47/НТО-119

     Управление Государственной противопожарной службы, рассмотрев Ваше письмо и представленные материалы, сообщает, что в НПБ 250-97 "Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования" не рассматривается приведённый Вами режим работы лифтов.
     Для рассмотрения данного вопроса Вам необходимо обратиться в организацию – разработчика указанных норм.

Исп. Иванов М.А.




22.01.2003г.      № 47/НТО-151

     Управление Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области  повторно (см. письмо УГПС № 47/НТО-119 от20.01.2003 г.) разъясняет, что общие технические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы "перевозка пожарных подразделений", определены в НПБ 250-97.
     Одновременно сообщаем, что система управления лифтом для пожарных должна обеспечить выполнение режимов "пожарная опасность" и "перевозка пожарных подразделений", а также отвечать требованиям ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.

Исп. Дегтярёв Д.Ю.

Оффлайн MBC

  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 2355
  • > Спасибо: 42
Re: Вопрос про подтягивание противовеса
« Ответ #14 : Декабрь 17, 2005, 09:34:09 »
   Алле, Лифт-мэн, зачем так грубо. Стендовые испытания это конечно очень хорошо. Но накушались мы этих разговоров. Когда платы приходят из ремонта и работают хуже некудв. Помню ко мне Захаров приезжал с КМЗ, тоже стал сразу журналы ТО смотреть. Я привезенную им после ремонта плату поставил на исправный лифт, так он у меня даже и не пошел. Ближе к жизни надо быть и стенды делать более приближенные к боевым. А Влад ситуацию описал вполне реальную.
Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
Фаина Раневская