Затронутый вопрос слегка освещён в книге Е.Я. Иоффе, В.Р. Глумов "Сертификация лифтов" Москва, Стройиздат 1994г, раздел 7.1 Испытания лебёдок.
А вообще-то, сама тема, кажется, с намёком. После выхода в свет ПУБЭЛ в существующей редакции, ссылаясь на п.2.18 Правил, на лифты было внедрено устройство безопасности под названием УКСЛ, которое, по замыслу, и должно исключать аварийные ситуации с подтягиванием противовеса при неподвижной кабине. Сама идея этого устройства в теоретическом плане очень хорошая, хотя на практике у нас получилось "как всегда". Уже само название (абревиатура УКСЛ расшифровывается как устройство контроля скорости лифта) в дальнейшем сыграло злую шутку
Ну а пока по порядку. Много воды утекло с тех пор. На свет появились УКСЛ-R, УКСЛ-С, УКСЛ-Ф, ЭЗОП, УКДЛ, УБЛ, УБЛКПД. А если сейчас пройти и осмотреть все лифты, на которые были установлены эти устройства (а устанавливать их стали, если мне не изменяет память, гдето с 1993 года)? Картина получится печальная. УКСЛ-частично повзрывались, частично погорели и повыбрасывались, а оставшиеся не работают и отключены. УКСЛ-R, УКСЛ-С-большинство погорели, частично отключены, работают единицы. ЭЗОП-здесь картина получше, но всё равно в рабочем состоянии находятся единицы, а из остальных оставшиеся в работоспособном состоянии подключаются механиками только при техническом освидетельствовании.
С УБЛ сталкиваться не доводилось и сказать про них ничего не могу. А вот УКСЛ-Ф, УКДЛ, и УБЛКПД, как и следует из абревиатуры их прадедушки, действительно начали измерять скорость лифта. Причом меряют очень точно и добросовестно. А поскольку диапазоны рабочих скоростей и параметры разгона лифтов в них заложены очень жосткие, то на практике довольно часто происходит срабатывание этих устройств по причинам отнюдь не связанным с подтягиванием противовеса (и механики зачастую отключают эти устройства до очередного технического освидетельствования).
Причин срабатывания может быть несколько, но их анализ выходит за рамки этой статьи, поскольку это тупиковый путь, ведущий не к решению задачи, исключающей подтягивание противовиса, а дальнейшему обособлению этого устройства и превращению его в монстра, живущего и развивающегеся по своим законам.
Почти десятилетний итог внедрения на лифты устройств, исключающих подтягивание противовесов, оказывается печальным: деньги выброшены, а результат на уровне плинтуса.
Но всё выше сказанное это взгляд на проблему лишь с одной стороны: взгляд на устройство как таковое. Когда возникла идея УКСЛ полным ходом выпускались релейнные шкафы управления и только начинался выпуск устройств УПЛ и УЛЖ. Решить проблему подтягивания по данной идее тогда действительно можно было лишь изготовив и установив дополнительное устройство, что и было сделано (хотя устройства УПЛ позволяют реализовать данную идею с минимальной доработкой схемы и установкой на шкив ОС герконового датчика, что было мною сделано и успешно испытано).
С появлением микропроцессорных шкафов управления дополнительное устройство стало анахронизмом, поскольку данную проблему в соответствии с изначальной идеей можно решить программным путём. Не было бы проблемы стыковки и надёжность работы была бы равна надёжности работы шкафа в целом, т.е. на приемлемом уровне. Но этого сделано не было и "УКСЛ" продолжал развиваться и "совершенствоваться" своим путём. Причом установка устройств в шкафах управления и прокладка проводки производится по методу "кто во что горазд", поскольку технологически дя шкафа это не предусмотрено. А если по зтой причине произойдёт несчастный случай? Кто будет отвечать?
Могло бы показаться, что забыта сама идея,а устройства ставятся по традиции. Но всё гораздо печальнее. При разговоре с разработчиками шкафа УЛ на предмет реализации в шкафу функции от подтягивания противовеса возникла неловкая ситуация, когда те стыдливо опускали глаза, многозначительно улыбались и не знали что ответить.
Ещё более печальная картина была при разговоре с одним из руководителей высокого ранга завода МОГИЛЁВЛИФТМАШ на предмет подтягивания противовеса. После нескольких попыток уйти от разговора и сослаться на какие-то обстоятельства он "взорвался". Последовала очень длинная многоэтажная фраза из колоритных слов русского языка. А после, успокоившись, сказал примерно следуюшее: "А что мы можем сделать? Мы занимались этой проблемой, но нам сказали открытым текстом:"Ребята, если не хотите проблем на Российском рынке-не дёргайтесь.""
Вот такая получается нерадужная картина с подтягиванием противовеса. Или я не прав?