Сегодня на отечественных лифтах эксплуатируется два поколения микроэлектронных систем управления лифтами- станции «на жесткой логике» и микропроцессорные. За 15 лет путь внедрения и освоения отечественных электронных станций управления был очень непростым.
Сначала отсутствовал опыт работы с микроэлектроникой, трудно преодолевался психологический барьер восприятия нового. Опытные и квалифицированные монтажники и электромеханики, не имея должной подготовки, просто боялись новой техники. При этом и сами станции управления имели дефекты изготовления, не было навыков диагностики и поиска неисправностей. Проблемы появлялись на пустом месте.
Все это объективно сказывалось на надежной работе лифтов и вызывало негативный результат в сравнении с релейными станциями управления. Но время все расставило на свои места и сегодня можно утверждать, что электронные системы управления являются неотъемлемой частью российских лифтов лифтовую отрасль России и продолжает укреплять свои позиции.
Этому способствует не только совершенствование конструкций самих станций управления, но и появление нового поколения монтажников, наладчиков и электромехаников, которые умеют грамотно работать с электроникой. Уже есть целая когорта высококвалифицированных наладчиков из разных городов России, которые приобрели большой трудный и ценный опыт работы с отечественной электроникой. (Кстати мнение и практические советы этих людей, разработчики и производителям должны принимать во внимание).
Сегодня в эксплуатации находятся системы управления на «жесткой логике» типа УПЛ-10, УЛЖ-10, УПЛ-17, УЛЖ-17, НКУ-ГЛ-6300, НКУ-ПЛ и другие, которые сняты с производства 10 лет назад. Их объединяет то, что они все изготовлены с применением микросхем низкой степени интеграции, вся лифтовая периферия включена по линейной схеме. Они являются электронной копией релейных схем. Соответственно у них такой же жесткий алгоритм работы и отсутствие гибкости привязки к лифту. Поиск неисправностей обычно затруднений не вызывает.
Немалое число станций этого первого поколения, проработавших более 10-12 лет находятся на пределе исчерпания своего ресурса работы. Эти «больные» станции находятся в состоянии, требующем их однозначной замены на любую современную микропроцессорную станцию управления, поскольку дальнейший ремонт их ячеек и блоков нецелесообразен.
В то же время другая часть этих же станций работает нормально. Анализ причин такой диспропорции показал, что это связано с предысторией монтажа лифта, ввода его в эксплуатацию и самим качеством изготовления станций и обслуживания. Основными причинами резкой деградации станций являются:
1. Низкое качество изготовления;
2. повреждения станций, полученные в начальный период освоения из-за ошибок персонала
3. некачественный, неквалифицированный ремонт ячеек, многократность ремонта;
4. недобросовестная эксплуатация .
Наряду с 1-м поколением, в эксплуатации уже 10 лет находятся станции 2-го поколения (микропроцессорные системы). Их отличает матричная схема включения лифтовой периферии, позволившая сократить число проводов в шахте. В них используются микропроцессоры, микросхемы памяти, в которых хранится программа алгоритма работы лифта и что делает такие станции гибкими в привязке к особенностям любого лифта.
В основном это станции ШУЛК с контроллерами ПКЛ-17, УМЛ, станции УЛ нескольких исполнений. Они также сняты с производства.
Кроме них существует еще несколько моделей отечественных микропроцессорных систем , которые выпускаются в значительно меньших объемах и имеют региональную прописку – используются там, где производятся.
К ним относится станции ШУЛ-1НП (ОАО «МОСЛИФТ»), ШК5910-2М, производимая ООО «Электро-Импульс» ( г.Чебоксары) и НКУ-МППЛ, производимая ИСО «Комплекс» (г.Екатеринбург). Кроме того, микропроцессорную станцию ШК7056 поставляет ЩЛЗ с грузовыми лифтами.
Все упомянутые микропроцессорные станции имеют различный алгоритм работы соответственно разное программное обеспечение, различные напряжения питания в цепях безопасности, разные маркировки в однотипных цепях, несовместимые конструкции вызывных и приказных постов, разные коды индикации ошибок и даже разную полярность приборов индикации. Для лифтостроительных заводов это одна из причин допустить ошибки при комплектовании объектов. Для монтажников и электромехаников такой разнобой также пользы не приносит. Но с этим уже все смирились.
Однако следует отдать должное разработчикам – они за прошедшие годы практически довели свои микропроцессорные детища «до ума». Станции стали более функциональными, у всех станций появилась возможность ручной тонкой программной настройки, большая энергонезависимая память кодов ошибок, возможность управлять приводом дверей в режиме ревизии, возможность использования любых типов датчиков селекции и частотно регулируемого привода и др. И, самое главное, они подтвердили, что могут работать надежно.
Современные исполнения микропроцессорных систем управления типа ШУЛК и ШУЛР с контроллерами ПКЛ-32, УЛ30П, УКЛ сегодня вполне удовлетворяют требованиям лифтов для зданий массовой застройки.
Однако это не означает, что разработчикам нет над чем поработать : в станциях УЛ и УКЛ узким местом остаются платы ключей управления контакторами. Хотя они выходят из строя в десятки раз реже, чем 5-10 лет назад, но и это много. Пути есть: либо импортные твердотельные реле, либо электромагнитные реле. Кроме того, по-прежнему на этих платах используются ненадежные маломощные диоды КД521.
Все станции пора оснащать устройствами аварийного освещения и эвакуации. Эта задача пока решена только в новейшей станции ШУЛР-М для лифтов без машинного помещения.
Что требуется сегодня для надежной работы современных микропроцессорных станций:
1. заводы-изготовители должны строго соблюдать технологические процессы изготовления станций;
2. лифтостроительные заводы не должны допускать ошибок в комплектовании лифтовой периферией и оборудованием;
3. техническая документация должна строго соответствовать проекту лифта;
4. монтажный персонал должен иметь соответствующую квалификацию и оснащение для грамотного монтажа и наладки системы управления;
5. службы эксплуатации должны иметь подготовленных специалистов.
К сожалению, именно эти условия весьма часто не соблюдаются, что и приводит к необъективным оценкам о качестве отечественных микропроцессорных систем.