Автор Тема: Космический лифт  (Прочитано 3747 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Block

  • Лифтфорум клуб
  • участник
  • ***
  • Сообщений: 440
  • > Спасибо: 0
  • Лифт любит ласку,чистоту и смазку!
Космический лифт
« : Январь 20, 2008, 23:42:20 »

                                 Гонка космических лифтов завершится в 2010 году

   Нынешние расценки совсем не добрые: $10 тысяч за отправку в космос одного фунта (453 грамма) полезного груза. Понятно, что перспектива платить в сто раз меньше – сотню за фунт – выглядит очень привлекательной. Что для этого нужно? Космический лифт. И отныне его строители будут ежегодно соревноваться.

   Организатором этого международного конкурса выступил базирующийся в Калифорнии фонд — Spaceward Foundation, а проект получил название Elevator:2010.

   Это, по идее, означает появление неоспоримой концепции космического лифта к 2010 году.

   Это кажется невероятным, но чётко сказано, что проект осуществим в течение пяти лет. Заявление очень смелое, ведь раньше говорили: понадобится лет 50, а то и все 100.

   В описании проекта о прозаической разнице между $10 тысячами и $100 не говорится. Зато пафоса хоть отбавляй:

   "Мечта о космическом лифте — одна из самых грандиозных. Появление такого лифта будет означать не только дальнейшее исследование космоса и получение новых знаний, оно имеет потенциал для формирования экзистенциального будущего человеческой расы на многие столетия вперёд. Впервые эта мечта может осуществиться.

   Проект Elevator:2010 с энергией, финансированием и новыми инициативами присоединяется к постоянно растущему количеству организаций, компаний, сайтов и энтузиастов, сосредоточившихся на техническом, политическом и экономическом развитии космического лифта.

   "Альпинисты" должны ездить не по струнам или кабелю, а именно по ленте (иллюстрация с сайта elevator2010.org).

   "Альпинисты" должны ездить не по струнам или кабелю, а именно по ленте (иллюстрация с сайта elevator2010.org).
   

   Мы убеждены, что осуществимость технологий, лежащих в основе космического лифта, может быть продемонстрирована или доказана в пределах 5-летнего периода. Отсюда и наше название — Elevator:2010. Мы обещаем, что найдём решение к этому моменту".

   Базовая концепция уже озвучена. Есть наземная станция и станция космическая. Они соединены сверхпрочными лентами (superstrong ribbons) длиной 100 тысяч километров. По лентам, как по рельсам, ездят платформы, получившие название "альпинисты" (climbers).

   Энергию "альпинисты" должны получать от света: либо солнечного, либо искусственного, сфокусированного на фотоэлектрических элементах.

   Главной же проблемой, по мнению организаторов, являются ленты. Точнее, материал, из которого их можно сделать. Он должен быть прочнее всех существующих сегодня "аналогов". Более-менее требованиям отвечают углеродные нанотрубки, они пока фавориты.

   От вышеописанного и предлагается отталкиваться участникам ежегодных "Космическо-лифтовых игр" (Annual Space Elevator Games).

   На этой картинке соревнование идёт, по-видимому, уже не первый год (иллюстрация с сайта elevator2010.org).

   На этой картинке соревнование идёт, по-видимому, уже не первый год (иллюстрация с сайта elevator2010.org).

   По масштабам соревнования организаторы рассчитывают превзойти, ни много, ни мало, гонку частных космопланов Ansari X Prize. Впервые "Вызов" для "лифтёров" пройдёт в мае-июне 2005 года в Сан-Франциско.

   "Уже получены отклики от нескольких университетов, так что мы знаем, что поставленная задача выполнима, — заявил один из авторов проекта Бен Шелеф (Ben Shelef). — Это то же самое, что автомобили на солнечной энергии, только на стероидах".

   Многие детали в данный момент уточняются. Но уже заявлены три вида соревнований: среди строителей "альпинистов", создателей лент и разработчиков систем энергообеспечения.

   
   Как и во многих других проектах, наземная станция расположена на воде, а космическая — это орбитальный аппарат (иллюстрация с сайта elevator2010.org).

   Как и во многих других проектах, наземная станция расположена на воде, а космическая — это орбитальный аппарат (иллюстрация с сайта elevator2010.org).

   При помощи подъёмного крана будет установлен 60-метровый отрезок вертикальной ленты, по которому и должны будут гонять "альпинисты". Разработчик лучшего из них получит $50 тысяч (второе место $20 тысяч, третье $10 тысяч).

   Приз за самую прочную ленту — $10 тысяч, столько же полагается создателю световой энергоустановки.

   В последующие годы проведения Игр опытные образцы должны быть на 25-50% эффективнее своих прошлогодних предшественников.

   С деньгами у Elevator:2010 не густо. Особенно по сравнению с $10-миллионным Ansari X Prize, но поиск инвесторов продолжается. Одного спонсора уже нашли – это компания Gizmonics из Силиконовой Долины.

   Так что не исключено, что размер призового фонда удастся, в конечном счёте, существенно увеличить.

   "Мы ведём переговоры о сотрудничестве в проведении соревнования с несколькими крупными организациями, но поскольку мы хотели дать возможность университетам ознакомиться с проектом до начала учебного года, то решили объявить о конкурсе сейчас. О наших партнёрах и мы расскажем чуть позже, — сообщил Шелеф, добавив, что это будет "ещё более великий вызов". — Мы хотим превзойти X Prize".
 
           http://www.membrana.ru/articles/global/2004/08/30/214400.html
 
Цвет лебёдки на грузоподъёмность лифта не влияет!

Оффлайн максим 5

  • интересующийся
  • **
  • Сообщений: 51
  • > Спасибо: 0
Re: Космический лифт
« Ответ #1 : Январь 21, 2008, 12:30:19 »
Космический лифт: обречен и опасен
Наука  25.05.06, Чт

Только недавно были начаты первые эксперименты и развернуты коммерческие программы по разработке космического лифта, а некоторые ученые уже предсказывают его быструю катастрофу. Согласно оценкам ряда специалистов, нанотрубочный канат может не выдержать нагрузки, несмотря на высокую расчетную прочность.                       
Что случится, если порвется лента?

Спроектированная лента будет вдвое жестче, чем это необходимо. Математическое моделирование показало, что предложенная в конструкции лифта лента разорвется при скорости ветра 72 м/с, т.е. при 5-балльном ветре или урагане. Погодные условия в месте, выбранном для расположения космического лифта, будут исключать возможность ураганов и молний. Скорее всего, станция лифта будет расположена в океане.
И все же, что произойдет, если лента порвется? Большая часть ленты улетит в космическое пространство, причем некоторая ее часть сгорит от высокой скорости полета в атмосфере. Нижняя часть ленты упадет в океан.

Не загрязнит ли лента и ее несгоревшие в атмосфере остатки океан? Вряд ли, так как вес километра ленты — 7,5 кг. При падении с высоты лента разовьет скорость, не большую, чем скорость раскрытой падающей газеты. Посторонний наблюдатель увидит, скорее всего, только яркую полоску через все небо (от сгоревшей ленты), а вот куски ленты будут долго находиться во взвешенном состоянии в воздухе.

Наибольшую опасность представляют собой транспортируемые грузы, потерявшие связь с лифтом. Грузы, достигшие орбит, останутся на орбитах. Те грузы, которые только начали движение, упадут вниз. Некоторые из грузов, достигшие скорости 11 км/с, вылетят в открытый космос.
          Трос из нанотрубок: электрическая угроза?

У этой проблемы есть несколько аспектов. На возникновение электрического тока в ленте космического лифта могут влиять следующие факторы: электрические свойства земной атмосферы, перекачивание через лифт космической плазмы и постоянное пересечении лифтом магнитных полей Земли.
Атмосфера Земли содержит регионы разного заряда, которые все время находятся в движении. Они могут дать разность потенциалов, но только на малых дистанциях. Когда идет гроза и перемещение зарядов затрагивает большие дистанции, существует вероятность того, что молния повредит ленту лифта, но, как было сказано выше, конструкторы постараются так выбрать место расположения базовой станции, чтобы исключить возможность грозы. Базовая станция будет расположена на корабле, поэтому лифт будет обладать «мобильностью» и сможет при необходимости передвинуться, чтобы избежать шторма.

Заряды, связанные с космической плазмой, могут собираться на верхней станции лифта. Но возникающий ток настолько мал, что его не сравнить с током, полученным от присоединения к противоположным концам ленты обычной батарейки. Малое количество зарядов позволяет не учитывать эту опасность.

При пересечении магнитных полей проводником в нем возникает электрический ток. В данном случае лента неподвижна по отношению к магнитному полю Земли, и электрический ток, производимый в ленте, будет пренебрежимо мал. В современных телевышках электрический ток, производимый магнитными полями Земли, практически отсутствует.

Космические объекты будут задевать ленту лифта?

Космические объекты, находящиеся на низкой орбите Земли (Low Earth Orbit — LEO), будут составлять серьезную проблему. Чтобы лифт не сталкивался с различными объектами, предусматривается система активного уклонения. В среднем, необходимо будет избегать различных объектов один раз в 14 часов. Для построения системы отклонения необходимо разработать систему трассирования объектов, работающую с точностью до 1 см. Разработка такой системы входит в план исследований компании LiftPort. Существует несколько концепций построения космического лифта. В некоторых из них предлагается свободный конец ленты присоединять к астероиду. Этим решается проблема противовеса и добыча с астероида полезных ископаемых. В других проектах предлагается протянуть кабель толщиной от 10 до 30 м в диаметре. По мнению специалистов из LiftPort, этот вариант реализовать практически невозможно.
Споры вокруг проекта

Несмотря на предварительные расчеты, проделанные специалистами, доктор Никола Пуньо (Nicola Pugno) из политехнического института Турина (Италия) считает, что построить достаточно прочную ленту для передвижения космического лифта на основе нанотрубок невозможно. Свои доводы исследователь изложил в очередном выпуске журнала Nature.
Как утверждает д-р Пуньо, дефекты атомной структуры нанотрубок и многочисленные микрометеориты могут снизить жесткость всей ленты длиной 100 тыс. км почти на 70%, а это означает полную катастрофу для всего сооружения.

Действительно, лабораторные тесты показали, что нанотрубки сами по себе выдерживают до 100 гигапаскалей нагрузки — это беспрецедентное значение для материала, созданного человеком. Для нормального функционирования космического лифта будет достаточно троса-ленты с прочностью 62 гигапаскалей.

Однако, если в нанотрубочном волокне, составляющем трос, будет содержаться атомарный дефект — например, в нанотрубке будет отсутствовать хотя бы один атом углерода, — это снизит прочность всего троса уже на 30%. Такие дефекты в наноструктурах не редкость — как показывают исследования, на один микрон длины нанотрубки приходится один дефект. Это значит, что налицо непредусмотренное снижение прочности ленты, которое приведет к катастрофе.

С помощью математической модели, разработанной самим д-ром Пуньо, ученый показал, что прочность готовой ленты с учетом всех видов дефектов будет около 30 гигапаскалей. Итальянский ученый считает, что даже если удастся синтезировать безупречные нанотрубки, то вероятность того, что они будут повреждены при эксплуатации троса микрометеоритами, все же довольно высока.

Поэтому, на вопрос, будет ли создан космический лифт с использованием современных технологий, д-р Пуньо однозначно ответил: «Это невозможно».

Другого мнения придерживается д-р Эдвардс — руководитель проекта по созданию космического лифта. Да, пока еще не созданы тросы с необходимой жесткостью, но первые лабораторные образцы дают основания надеяться, что в будущем можно будет синтезировать цельный трос нужной длины. Также недавние исследования пучков нанотрубок показали, что их суммарная жесткость много выше, чем у одиночных трубок, и дефекты при этом не играют столь значительной роли. Также, аргументирует д-р Эдвардс, д-р Пуньо не учитывал конструкцию троса, а делал расчет исходя из цельного композита, что неверно. Так, сплетенные специальным образом волокна нанотрубок повышают прочность троса в несколько раз.

В заключение руководитель программы отметил, что результаты, полученные д-ром Пуньо, — не новость. Специалисты уже достаточно давно знают о всех дефектах нанотрубок, и расчеты NASA4 учитывают и это неприятное обстоятельство.

#gallery#
Кто прав — итальянский ученый или руководитель программы NASA4, — сегодня наверняка сказать нельзя. Ясно одно: следующие несколько лет окончательно положат конец спорам о возможности постройки космического лифта. И это связано, в первую очередь, с усилением исследовательской работы во всем мире в области свойств нанотрубок и композитов на их основе.

  :o ??? :o ;D                                                                                                            вот такую нашёл темку, а тогда будут и Космические лифтёры что-ли?


Оффлайн A-Lexus

  • участник
  • ***
  • Сообщений: 232
  • > Спасибо: 0
  • бывший инженер МЛЗ
Re: Космический лифт
« Ответ #2 : Январь 21, 2008, 13:07:32 »
Фигня все это. Космического лифта никогда не будет. Ребятки сорвут конкретные бабки, "освоят" их по фирмам и карманам и делов-то. Максимум чего полезного можно ожидать от этих проектов - развитие новых технологий, освоение производства новых материалов, принципиально новые конструкторские и технологические подходы в лифтостроении. Некоторая (наверно малая) часть из этих разработок перекочует в обычное (земное) производство.
Интересно, а как они собираются освобождать пассажиров с высоты этак километров хотя бы 50?  ;D
У меня нет мании величия: великие люди этим не страдают.

Оффлайн Lift-man

  • Олег Аксёнов
  • Администратор
  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 5226
  • > Спасибо: 832
  • "Э-Лифт" УЭЛ
    • Э-Лифт

Оффлайн Lift-man

  • Олег Аксёнов
  • Администратор
  • корифей
  • *****
  • Сообщений: 5226
  • > Спасибо: 832
  • "Э-Лифт" УЭЛ
    • Э-Лифт
Очередной космический лифт
« Ответ #4 : Сентябрь 03, 2015, 21:51:25 »
Канадцы запатентовали надувной лифт для отправки в космос

Статья на Вести.ru