За свою практику, я не раз сталкивался с двухскоростными асинхроными элктродвигателями, у которых с течением времени при переходе с большой скорости прогрессирует снижение момента торможения на обмотке малой скорости. В результате, в конечном итоге, лифт не успевает замедлится до установившейся малой скорости к моменту вхождения в ДТО и пролетает остановки, даже при увеличенном от стандартного пути замедления. В своё время в "Мослифт"е проблема была столь значима, особенно с двигателями после перемотки, что даже был в ходу так называемый БРМ (Блок регулирования момента) - по факту устройство динамического торможения постоянным током, в момент переключения большой скорости на малую. Для меня всегда оставалась непонятной физика явления. Сегодня, в разговоре по Skype
Bulaev рассказал мне свой случай и изложил свою версию. По его мнению, данное явление происходит по причине старения ротора - появления микротрещин в силумине и как следствие, увеличения сопротивления короткозамкнутого ротора. В его случае, после замены ротора (статор остался прежний) нормальные динамические характеристики двигателя были полностью восстановлены.
Сегодня я столкнулся вновь с данной проблемой, и случай наиболее неудачный, что и побудило меня открыть тему, хотелось бы выслушать соображения участников форума.
Лифт один и очень нужный - сейчас уже отключен, лебётка "OTIS" VTR, т.е. если верна теория Булаева и помня о роторе и червяке на одном валу в этой лебёдке:
1) замена статора ничего не даст
2) по началу мне казалось возможным решить проблему установкой частотника (владелец согласен), однако выходит, что на низких частотах вращения двигатель будет себя вести точно также
т.е. не будет отрабатывать кривую замедления как надо
3) остаётся единственный вариант добивать двигатель торможением постоянным током. Однако температура двигателя и так сродни утюгу, загруженность лифта такая, что он не стоит ни минуты.