Уважаемые лифтовики!
В последнее время обслуживающим организациям все чаще и чаще приходиться сталкиваться с проблемами и неисправностями, напрямую или косвенно являющихся следствием некачественно выполненных монтажных работ или применением низкокачественных комплектующих заводами изготовителями лифтового оборудования.
Современный рынок – развивающаяся конкурентная среда, где себестоимость, все чаще становиться ключевой составляющей в определении цены лифтов либо стоимости проведения монтажных работ. И недобросовестные фирмы и организации, благодаря «талантливому» менеджменту, получающими вознаграждения за «временные успехи» в погоне за сиюминутными прибылями, стали задвигать вопросы качества услуг и продукции на третий и более дальние планы. Ресурс нового лифтового оборудования неуклонно снижается, а некоторые конструкторские решения делают узлы неремонтопригодными, эта тенденция сейчас охватила всю машино и приборо строительную отрасль. И зачастую это оправдано вопросами безопасности. Но я хочу написать о другом. Это и некачественные подшипники как в ОС (ограничителях скорости) так и в редукторах лебедок даже именитых заводов и сомнительные решения применения светотехнической продукции, с установкой бытовых китайских источников питания. Абсолютное непонимание антивандального исполнения, а зачастую и размещения даже оборудования. Ну для кого новостью, будет висящий по вине некачественного монтажа провод фотореверса, не защищенный от повреждения и размещаемый заводом в доступном месте. А грохот грузов в дверях шахты. Или разваливающиеся потроха балки дверей кабины. Да можно перечислять не останавливаясь начиная с оборудования приямка до демонтажной балки. Многие специалисты монтажных организаций, чего говорить то, и испытательных лабораторий даже действующие нормы и правила не знают. Постоянно радуюсь в очередной раз размалеванной «по ГОСТу» шиной заземления )))). Хотя п. 2.7.7 ПТЭЭП четко прописывает окрашивание этого проводника в черный цвет.
Часто преподносят сюрпризы и смонтированная электрическая проводка. Купленные по-дешевке шараж-монтажными организациями провода изготовленными такими же профессионалами по техническим условиям как правило на 30% меньше имеют размеры необходимых, заложенными проектировщиками согласно расчетов. Как результат некачественного электроснабжения – до половины неисправностей приводящих к остановкам и неисправностям лифтов. Уже много лет действует ГОСТ Светильники, к которым никаким образом не относятся закрепленный на стене (потолке) патрон с лампой даже энергосберегающей. Касаясь вопросов электроснабжения не стоит так же забывать, что лифты относятся к I категории надежности электроснабжения и должны быть обеспеченными двумя источниками с автоматическим переключением ввода резерва.
Сложившаяся правоприменительная практика и отсутствие внятного законодательства позволяет под знаменем инноваций с лёгкостью преступать годами сложившиеся годами устои и традиции качества, в том числе и на рынке лифтового оборудования и услуг. Построенная на финансовом базисе система саморегулируемых организаций, лишь формально, за редким исключением, называющимися профессиональными союзами не способна вырабатывать качественные нормативные профессиональные стандарты и документы. А от выработанных «стандартов» зачастую прямо несёт лоббистскими определенными финансовыми кормушками.
Отдельно хочется написать о замене лифтов отработавших нормативный срок службы. Вот где поистине разворачивается битва денег и разума. Совершенно вдруг, многие посчитали, что направляющие перестали быть частью лифтового оборудования, и ввиду их особой железности они обладают бесконечным ресурсом. Спешу разочаровать. Направляющие согласно действующей нормативной документации являются частью лифтового оборудования с установленным сроком службы. А переход к техническому регламенту начисто лишил возможности его продления, как раньше проведением периодической раз в пять лет экспертизы неразрушающего контроля. Да и зачастую, благодаря талантливому обслуживанию в процессе усадки здания их напрягает до степени потери геометрических размеров, которые монтажники пытаются исправить известным способом: кувалдой и крепким словом, что не добавляет срока службы и без того кривым новым вкладышам. Игнорирование этого факта, приводит к неправомерной выдачи положительного результата при проведении оценки соответствия смонтированного лифта испытательной лабораторией и последующим декларированием.
Таким образом монтажная организация и прикрывает себе одно место переводя ответственность на испытательные лаборатории и центры по сертификации. А владелец получает новый лифт с документально неподтвержденными направляющими, которые через некоторое время придется заменить в связи с неправомерностью их эксплуатации.
Как же порой бывает горько бывает от того, что придя на торжественное мероприятие посвященное пуску лифта, после всесторонней проверки «инспектором анжинерного центра» приходиться наблюдать выставленные относительно пирамид Хеопса или Мекки лебедки, плоскости которой ничего общего с направлениями к центру тяжести земли не имеют, или новогодняя регулировка дверей шахты ёлкой!!! Еще горше становиться, когда признаются монтажники, что мы оказались первыми кто пришли выдавать замечания!!!
Друзья, коллеги! Ну так же нельзя жить!!!
Для людей, проработавших большое время в лифтовой области не секрет, что нынешняя система контроля качества услуг и безопасности сильно далека от совершенства, а многозначительные трактовки, порой оставляют слишком большие пространства для маневров. Полностью отсутствует контроль за работой специалистов испытательных лабораторий на местах. К чести последних скажу, не всех, а половины. Нужно искоренить недобросовестные лаборатории и центры по сертификации. Нужна система работающей обратной связи с росаккредитацией, до которой не дозвониться, а формально работающая на аутсорсинге прямая линия ничего кроме «здравствуйте» разумного и сказать то не может.
В обслуживании лифтов в жилых домах и лечебных учреждениях совершенно недопустимо ограничиваться лишь аварийно-техническим. Нельзя допускать организации, состоящие лишь из директора, главного бухгалтера и трех-четырех аварийщиков, работающих по 24 часа. Похоже, что именно такая организация обслуживания и привела к трагедиям в последнее время.
Предлагаю именно руководителям организаций озадачиться вопросами качества услуг и оборудования переведя его из формального в реальный аспект ведения бизнеса. Законодателям нужно отвлечься от повседневных забот и навести порядок в законодательстве, лоббируя интересы лишь одной группы – жителей и пользователей лифтов.